Система менеджмента качества сертифицирована по международному стандарту ИСО 9001:2008    

Консультант по вопросам поступления

  •  
  • Петрова
  • Анна
  • Сергеевна
  •  

Опрос
  • 1. 1.Известно ли вам о технологии массовых открытых онлайн курсов?

    •  
    •  
    •  
    •  
  • 2. 2.Хотели бы вы пройти обучение на одном из МООК, разработанном в ТУСУРе, «Математическая логика и теория алгоритмов»?

    •  
    •  
    •  
    •  
  • 3. 3.Открытые онлайн курсы из какой области вам интересны?

    •  
    •  
    •  

или Результаты


Факультет дистанционного обучения прекращает массовую отправку кейсов с учебно-методическим обеспечением студентам

22 декабря 2014

ФДО ТУСУРа занимался тиражированием учебных пособий на бумажном носителе и их рассылкой студентам более 15 лет, с самого своего основания. Однако с развитием электронных технологий и появлением новых возможностей и ресурсов для обучения студентов данная функция потеряла свою актуальность. О том, что послужило предпосылками и каковы планы на дальнейшее развитие дистанционных образовательных технологий в ТУСУРе рассказала начальник УМО ФДО 2И ТУСУРа О.Ю. Исакова.

- Какие изменения претерпит технология обучения на ФДО в связи с отказом от рассылки кейсов?

- Мы не можем не считаться с тем, что на дворе 21 век и используемая технология доставки учебного контента морально устарела. По большому счету,  изменения заключаются только в том, что мы не будем массово рассылать кейсы с учебно-методическим обеспечением. Более двух лет успешно используется технология доступа ко всем компонентам учебно-методического обеспечения из раздела «Учебный план» на сайте ФДО. Это единая точка доступа, где каждый студент может открыть и почитать учебник, выполнить компьютерную контрольную работу или отправить текстовую работу на проверку, скачать все УМПО по дисциплинам своего учебного плана или воспользоваться дополнительной литературой в электронной библиотеке.

- Почему решили отказаться от массовой отправки учебных кейсов студентам?

- Есть целый ряд факторов и причин, по которым мы меняем технологию доставки.  По сути,  студенты сами подсказали нам это решение.  С каждым годом увеличивается количество возвратов кейсов УМПО.  То есть мы отправляем студенту книги на следующий семестр по месту жительства, он их не получает, книги возвращаются обратно в ТУСУР.  Выходит, что на бумажном носителе учебные материалы не востребованы.  По сути,  мы не отказываемся полностью от учебных материалов на бумажном носителе, мы предоставляем студентам возможность выбора – учиться с применением только онлайн технологии или дополнить ее бумажными учебниками. Такой стандарт обеспечения студентов учебными материалами принят в университетах всего мира.

Наши студенты уже готовы к обучению в режиме онлайн.  Приблизительно год назад мы дали возможность студентам в личном кабинете подтвердить свое желание продолжать получать кейсы УМПО на бумажном носителе. И подавляющее большинство студентов не подтвердило  желание получать кейсы в почтовом отделении.

Приведу другой пример, компьютерные контрольные работы можно выполнять в режиме онлайн, а можно запустить с диска или скачать с сайта и выполнить в режиме офлайн. Сразу после появления онлайн версии большинство студентов продолжали выполнять компьютерные контрольные работы с диска, потому что они так привыкли. Сегодня, если посмотреть статистику выполнения компьютерных контрольных работ за последний год, становится очевидным – наши студенты выбрали онлайн технологию. И только единицы продолжают придерживаться офлайн версии.

- Есть ли требования Министерства образования к технологии доставки учебных материалов при использовании дистанционных технологий? Какими способами доставляют учебный контент другие вузы?

- 27 апреля 2014 года в силу вступил приказ Министерства образования и науки РФ (от 9 января 2014)  «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». В этом документе сказано, что в организациях, реализующих обучение с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды. Именно на это мы направляем все свои усилия – на развитие образовательной среды.

Встречаясь на конференциях по электронному обучению и в профессиональных сообществах с коллегами из других университетов, мы сталкиваемся с удивлением и непониманием того, что ФДО ТУСУРа до сих пор рассылает кейсы УМПО посредством почтовых операторов. Десять лет назад эта технология доставки была распространена и казалась наиболее надежной в России, но с развитием интернета от нее отказались практически все.

- Какова, на Ваш взгляд, главная причина отказа от рассылки печатных изданий?

- Последние четыре года мы активно занимались совершенствованием внешнего вида, структуры и содержания учебников. Думаю, наши студенты обратили внимание на книги формата А4 с синими обложками. И это не просто новый вариант оформления, на самом деле,  за этими обложками скрывается новый стандарт представления материалов, попытка структурировать учебную информацию, сделать наши пособия более понятными и читабельными.  Мы затрачивали на предпечатную подготовку и печать книг на бумажном носителе большое количество ресурсов – человеческих, финансовых и т.д. Но огромным недостатком печатных изданий остается их быстрое устаревание и невозможность оперативной актуализации их содержания. Мы признаемся себе в том, что не успеваем своевременно модернизировать учебно-методические материалы. Скорость обновления и появления новых знаний настолько высока, что пока мы верстаем, печатаем и отправляем книгу студенту, она успевает устареть. С обновлением электронных образовательных ресурсов таких проблем нет.

Мы планируем все освободившиеся силы и ресурсы всецело направить на развитие электронного обучения, будем развивать все основные составляющие информационно-образовательной среды: электронные образовательные ресурсы, учебные сервисы на нашем сайте, чтобы каждый студент имел возможность освоить образовательную программу в полном объеме.

- Не лишаете ли Вы людей, привыкших читать учебники в бумажном виде, возможности обучаться на ФДО?

- Осознавая, что контингент ФДО – взрослые люди со сложившимися привычками, мы стремимся создать такие условия обучения, чтобы никому из наших студентов не приходилось выходить из своей зоны комфорта. Поэтому ФДО не отказывается полностью от печати учебных пособий, у студента будет возможность получить книгу на бумажном носителе по индивидуальному заказу, оплатив только его себестоимость и почтовые расходы. В настоящий момент идет разработка сервиса, позволяющего заказать доставку книг на сайте ФДО, в ближайшее время он станет доступен нашим студентам.

- В чем Вы видите развитие образовательного контента для дистанционного обучения?

- В качестве основного компонента учебно-методического комплекса можно выделить электронный курс, в который интегрированы все компоненты – теоретический материал, задания и указания для выполнения практических, контрольных и лабораторных работ, тренажеры для самоподготовки, слайд-, аудио- и видеолекции и прочие компоненты. Сейчас перевес на стороне текстовых материалов, в будущем планируется уделять больше внимания развитию интерактивных компонентов электронных курсов, таких как различные классы тренажеров, виртуальные лабораторные практикумы, симуляторы и т.д.

Мы пытаемся компенсировать недостаток «живого» общения с преподавателем, за последний год существенно увеличилось количество дисциплин, по которым проводятся вебинары,  и количество проведенных вебинаров соответственно. В этом направлении мы будем продолжать развиваться.  

- Расскажите про развитие электронных сервисов для ваших студентов.

- Приблизительно полгода назад мы открыли доступ к новой версии системы дистанционного обучения (СДО), в которой публикуются все электронные курсы. Надеюсь, наши студенты заметили и оценили усилия, потраченные на адаптацию СДО к нашей технологии обучения. По сравнению с предыдущей версией изменилась структура курсов, оформление отдельных компонентов, разработан новый дизайн. В направлении развития функционала и интерфейса системы дистанционного обучения нам еще есть к чему стремиться, и у нас множество планов относительно этой составляющей обучения на ФДО.

Основную цель разработки новых сервисов или модернизации существующих мы видим в том, чтобы сделать процесс обучения более эффективным и комфортным для студентов. В связи с тем, что не планируется дальнейшее развитие АУИКСа, остается единственное рабочее место – сайт студента, необходимо в очередной раз оценить его, что-то доработать при необходимости.

У нас множество планов, связанных с развитием учебно-методического обеспечения, как с точки зрения технической реализации, так и с точки зрения внедрения новых образовательных методик, построения процесса обучения, развития педагогических технологий. ФДО важно достойно представлять ТУСУР на рынке дистанционного обучения.


Телефон: 8 (3822) 900188
Факс: 8 (3822) 701530