Система менеджмента качества сертифицирована по международному стандарту ИСО 9001:2008    

Консультант по вопросам поступления

  •  
  • Новиченко
  • Наталья
  • Леонтьевна
  •  

Опрос
  • 1. 1.Известно ли вам о технологии массовых открытых онлайн курсов?

    •  
    •  
    •  
    •  
  • 2. 2.Хотели бы вы пройти обучение на одном из МООК, разработанном в ТУСУРе, «Математическая логика и теория алгоритмов»?

    •  
    •  
    •  
    •  
  • 3. 3.Открытые онлайн курсы из какой области вам интересны?

    •  
    •  
    •  

или Результаты


«Адаптивная обучающая интеллектуальная среда» - образовательные технологии будущего

12 ноября 2014

В настоящее время на Факультете дистанционного обучения ТУСУР ведётся активная работа над амбициозным проектом «Адаптивная обучающая интеллектуальная среда». Андрей Городович, заместитель директора Института инноватики по маркетингу, рассказал о том, в чем заключается уникальность этого проекта.

- Андрей Викторович, ТУСУР вышел на рынок дистанционного обучения более пятнадцати лет назад. Расскажите, пожалуйста, в чем заключается принципиальное новшество проекта «Адаптивная обучающая интеллектуальна среда»? Чем эта система отличается от уже существующих решений в области электронного обучения?

- «Адаптивная обучающая интеллектуальна среда» – это проект такой системы электронного обучения, которая не только отвечает существующим на сегодняшний день требованиям, но и соответствует вызовам времени и описывает модель, позволяющую системе эффективно развиваться. Речь идет в первую очередь об адаптации образовательного контента под запросы и возможности конкретного индивидуума, а также о новом уровне коммуникаций между обучающимся и обучающим, когда значительную часть работы преподавателя принимает на себя программная система.

Развитием и внедрением дистанционных образовательных технологий ТУСУР действительно занимается уже с конца девяностых годов прошлого века, и где-то к 2010 году мы достигли определенного уровня, который, в целом, соответствует мировому в области дистанционного обучения – это было непросто, поскольку мир прошел этот путь раньше. Сейчас адаптивность, то есть способность системы обучения подстраиваться под нужды конкретного студента, вместо того, чтобы давать всем одинаковый контент – главный общемировой тренд в дистанционном обучении. В какой-то момент мы поняли, что если не будем развиваться именно в этом направлении – направлении индивидуализации – сильно отстанем.

- Почему эта «гонка за лидерами» так важна для российских вузов и для ТУСУРа в частности? Действительно ли необходимо настолько чутко прислушиваться к общемировым трендам?

- Жизненно необходимо. В последнее время идет активное продвижение на образовательных рынках всего мира, в том числе, на российском, MOOCs-платформ, таких как Coursera Стэнфорда и EdX Массачусетского технологического института. Есть исследования, которые показывают, что российские студенты в удельной доле обучающихся дистанционно на этих курсах, находятся на третьем месте в мире.

Другое дело, что на сегодняшний день то, что предлагают мировые лидеры, это, скорее, некие информационные ресурсы, в полной мере они не обеспечивают ни присутствие преподавателя, ни средства обучения. На наш взгляд такие курсы пока являются маркетинговым инструментом, с помощью которого эти вузы прощупывают рынок, продвигают свой бренд, громче заявляют о себе. А дальше, как мы полагаем, будет происходить следующее: мировые лидеры, понимая, что спрос на их предложение есть, будут развивать уже полноценные образовательные программы, основанные совершенно на других технологиях, достаточно продвинутых, имея при этом огромные финансовые ресурсы для их создания и внедрения. Если мы в этих условиях будем оставаться, образно говоря, в двадцатом веке, мы не только не получим выход на глобальный международный рынок, но и свой достаточно быстро потеряем.

Осознав, что из-за технологического отставания в развитии электронных образовательных технологий, мы рискуем сильно проиграть в конкурентной борьбе, мы начали работу над проектом адаптивного обучения. Мы обсуждали и представляли его на таких площадках как ГК Роснано, инновационный центр Сколково, и других, пригласили все заинтересованные стороны к совместной работе над проектом в общих интересах российского образования. На сегодняшний день ведется разговор о возможности совместной работы над этим проектом с Томским государственным университетом – в ТГУ и ТУСУРе существует хороший задел в данном направлении. Мы порознь работаем над тем, чтобы, ориентируясь на конкретного потребителя, сделать применяемые нами образовательные технологии более интеллектуальными и, в первую очередь, более адаптивными, над тем, чтобы обучение стало интереснее и качественнее. Мы хотим наши пока еще разрозненные наработки объединить в общий большой проект и достичь синергетического эффекта.

- Давайте поговорим подробнее о составляющих вашего проекта. Адаптивность в нем стоит первым пунктом и это, если говорить простым языком, способность системы обучения подстраиваться под нужды конкретного студента. В чем это проявляется?

- Наша модель предполагает адаптивность по нескольким направлениям. Первое и самое понятное – это адаптивность по уровню подготовки: не все студенты имеют одинаковый багаж знаний, на основе которого можно двигаться дальше. Второе – это адаптивность к потребностям обучающегося, они могут быть различными: кому-то нужен средний уровень знаний, достаточный для решений его конкретных задач, кому-то – более высокий. Третье – это адаптация к психофизическим особенностям человека, его модели памяти, к тому, как у него построено восприятие: он может быть визуалом, аудиалом, кинестетиком. Дальше – адаптация по физическим параметрам, в зависимости от того, какая сейчас у студента усталость, какая способность к восприятию информации в данный конкретный момент. В соответствии с этими параметрами может меняться темп изложения материала.

Есть такое понятие как модель обучающегося – на начальном этапе она создается по входному тестированию студента, его глубины знаний и психофизических особенностей, а дальше, в ходе процесса обучения, постоянно идет мониторинг того, как студент работает, и модель корректируется.

- То есть, модель обучающегося – это некий его образ?

- Да, это образ, который заложен в системе и под который адаптируется и корректируется контент – содержание определенной части образовательной программы.

- Насколько эта адаптивность зависит от системы, насколько – от преподавателя?

- Преподаватель, а также методист, психолог занимаются разработкой модели – определяют, какие параметры там должны быть учтены, какова их шкала, и как они измеряются, эта модель описывается, а дальше показатели автоматически снимаются с обучающегося, и, соответственно, система под него подстраивается.

Адаптивные системы, на сегодняшний день в той или иной степени существуют и в мире, и в России, только эта адаптация носит частный характер и решает частные задачи. То есть, готовой системы, которую можно было бы взять и использовать, на сегодняшний день не существует, поэтому наша работа является, в том числе, научно-исследовательской.

- Следующий пункт вашего проекта – поддержка знаний в актуальном состоянии. Это, насколько я понимаю, какая-то информационная база?

- Мы используем термин «база знаний». База знаний состоит из элементарного набора знаний, заключенных в некие блоки, модули, единицы контента – есть разные определения. Нет универсального решения, что считать единицей этих знаний, поскольку в каждой предметной области есть свои нюансы. Особенно сильно это проявляется в различии между точными и гуманитарными науками. Но наполнить базу знаний – это одна задача, а поддерживать ее в актуальном и современном состоянии – уже другая. Структура базы знаний, которая наполняется некими единицами контента – это, скажем так, отправная точка, а дальше необходимо ее постоянно дополнять при возникновении новых знаний, и актуализировать – это задача, связанная с поиском информации в интернете, проверкой ее экспертами, и так далее.

- За счет чего осуществляется эта работа – снова автоматизированная система или необходимо участие человека?

- Мы предполагаем, что определение устаревшей информации, извлечение новой информации из всех доступных источников естественно происходит в автоматическом режиме, но дальше необходимо участие экспертов, которые смогут отделить ложные знания от истинных. То есть, мы предполагаем, что некая предварительная работа будет проводиться автоматически, а дальше – опять же, в зависимости от той или иной области знаний, будут привлекаться эксперты для оценки правильности работы системы.

- В вашем проекте также говорится о широком спектре форм обучения – что имеется в виду?

- Обучение происходит в различных формах, с одной стороны, есть разные виды занятия – это может быть лекция, семинар, лабораторные практикумы и так далее. С другой стороны, та же лекция может быть представлена в разных форматах: текст, звук, видео. Получается, что мы имеем и многообразие всех имеющихся форм занятий, и многообразие доставки или, скажем так, исполнения этой формы. Все это может быть реализовано и реализуется уже сейчас в системе дистанционного обучения.

- Что касается контроля результатов обучения – в вашем проекте упомянуто, что современные технологии позволяют упростить выполняемые преподавателем функции управления и контроля обучения путем привлечения студентов к этим процессам. О чем идет речь?

- Для нас важно обеспечить дистанционным студентам возможность групповой работы, поскольку разработанная в ТУСУРе система ГПО (Группового проектного обучения) – это наше конкурентное преимущество на образовательном рынке. С этой точки зрения схема, при которой студенты вовлекаются в командную работу – например, выполняют проверку работ друг друга – позволяет нам в некоторой степени уменьшить разницу между дистанционным образованием, и тем образованием, которое получают студенты, находящиеся непосредственно в университете и включенные в систему ГПО. Умение работать в команде всегда в цене, не секрет, что практически все корпорации заинтересованы, в первую очередь, в проектных командах. Это накладывает определенные обязательства на молодых специалистов: во-первых, нужно уметь получить общий результат из частных результатов, во-вторых – наладить коммуникации, командную работу. Кроме того, такая форма проверки снимает нагрузку с преподавателя, что тоже немаловажно.

- Кроме того, предполагается наличие виртуального тьютора, как это выглядит – что-то вроде 3D-модели?

- Так и есть. Здесь идея в следующем: когда идет общение с живым преподавателем – по электронной ли почте, или по другим каналам связи, не всегда взаимопонимание возникает легко. Поэтому создается аватар преподавателя, который будет для студента комфортен. Это не только визуальный образ, но и голос, особенности ведения беседы – все эти вещи можно настраивать. С одной стороны виртуальный тьютор – это программа, а с другой стороны – визуализация реального преподавателя в виртуальном пространстве. В зависимости от конкретной ситуации, от конкретного запроса, обучающийся может общаться как с автоматизированной системой, так и реальным человеком, даже не догадываясь, кто или что стоит за автаром в каждый конкретный момент.

- Мы начали беседу с разговора о том, что дистанционное обучение становится трендом среди мировых лидеров в сфере высшего образования, но когда в 1998 именно на базе ТУСУРа начинал свою работу Томский межвузовский центр дистанционного образования, преобразованный позже в Факультет дистанционного обучения ТУСУР, это, насколько я понимаю, еще не было трендом?

- Когда основатели центра Анатолий Кобзев и Владимир Бондарь побывали в США и впервые познакомились с дистанционными образовательными технологиями, увидели, как это делается, увидели, сколько людей вовлечены такую систему, они достаточно прозорливо поняли, что будущее за ними. У нас в конце девяностых все начиналось с почтовой рассылки книг и приема выполненных заданий так же – в письменном виде по обычной почте, а теперь применяемые нами технологии соответствуют мировому уровню, но, повторюсь, останавливаться в развитии ни в коем случае нельзя.

Дистанционное обучение позволяет человеку получать то образование, которое он хочет, проживая там, где он хочет, в том числе, достаточно далеко от интересующего его вуза. Это образование можно совмещать с работой и семейной жизнью. То есть фактически человек самостоятельно организует темп, график своего обучения в зависимости от наличия свободного времени и собственной загруженности. Именно поэтому востребованность дистанционного обучения будет расти, и ТУСУРу важно достойно представить себя на этом рынке образовательных услуг.

 


Телефон: 8 (3822) 900188
Факс: 8 (3822) 701530