Система менеджмента качества сертифицирована по международному стандарту ИСО 9001:2008    

Консультант по вопросам поступления

  •  
  • Новиченко
  • Наталья
  • Леонтьевна
  •  

Опрос
  • 1. 1.Известно ли вам о технологии массовых открытых онлайн курсов?

    •  
    •  
    •  
    •  
  • 2. 2.Хотели бы вы пройти обучение на одном из МООК, разработанном в ТУСУРе, «Математическая логика и теория алгоритмов»?

    •  
    •  
    •  
    •  
  • 3. 3.Открытые онлайн курсы из какой области вам интересны?

    •  
    •  
    •  

или Результаты


Виртуальный кибер-футбол: шаг второй. В ТУСУРе проведен второй чемпионат по виртуальному кибер-футболу. Состязания, как и обещали организаторы, состоялись накануне Дня радио. Наша беседа – с Алексеем Николаевичем Качаловым, занявшем на чемпионате второе место, и Евгением Станиславовичем Шандаровым, заместителем начальника учебно-методического отдела ТМЦДО, руководителем оргкомитета чемпионата.

14 мая 2009

Новость о II чемпионате ТУСУРа по виртуальному киберфутболу "Робобол-2009"

- Алексей, Вы лидировали на протяжении всей игры и буквально несколько секунд отделили Вас от победы. Как Вы считаете – это недостаток Вашей стратегии или случайность?

- Футбол, хоть настоящий, хоть виртуальный – это такая игра, когда буквально 10 секунд могут решить исход матча.

- И правила в нем соблюдаются, как в настоящем футболе?

- Правила, конечно, есть, но они проще, чем в футболе реальном. Есть вратарь, есть четыре полевых игрока. Каждая команда использует своих игроков по-разному: у кого-то все четверо бросаются за мячом, у кого-то вратарь может стоять не на своем месте – все зависит от того, как написана стратегия. Разумеется, чтобы добиться успеха, необходимо вести позиционную игру: вратарь, защитник, нападающий – у каждого должна быть своя зона. Только тогда возможно опережение по времени, а значит, и победа.

- Алексей, много ли нужно времени, чтобы разработать стратегию?

- Все зависит от того, каков ее уровень. На первую у меня ушло недели три рабочего времени – по 6-8 часов в день. А на совершенствование стратегии при подготовке ко второму чемпионату – недели полторы. Чтобы выполнить лабораторную работу, много времени не надо, особенно при наличии методички.

- Будете ли Вы участвовать в следующих чемпионатах по виртуальному кибер-футболу?

- Обязательно.

- В каком направлении предполагаете совершенствоваться?

- Самая главная перспектива развития стратегии – получение возможности сделать пас. Игру надо вести более продуманно, избегая хаотичности. Все стратегии, которые участвовали в наших последних играх, не имели функции паса: мяч либо пробивается по воротам, либо просто прокидывается вперед. Это вносит хаотичность в игру, оттого и присутствует элемент везения-невезения. Надо делать пас. Это идеальная цель, но будет ли она достигнута к следующему чемпионату, сложно сказать, потому что это уже выход на профессиональный уровень.

Е.С. Шандаров:

- В этом году стратегия Алексея Качалова  будет участвовать в соревнованиях по виртуальному кибер-футболу в Москве, который проводится в рамках  фестиваля  мобильных роботов 15-16 мая. Я там буду присутствовать в качестве зрителя. К участию в мероприятии всероссийского уровня мы пришли впервые. И отрадно, что на нем будет представлен наш университет.

- Евгений Станиславович, Вы повезете в Москву программу Алексея Качалова, которая была представлена его командой на недавнем чемпионате по кибер-футболу?

- Нет, Алексей подготовил новую стратегию, поскольку на московских играх другие требования.

А.Н. Качалов:

- Там другой симулятор. Принципиальное отличие в том, что у нас роботы квадратные, у них – круглые. Это, с одной стороны, несколько усложняет игру, а с другой – дает более широкую перспективу, поскольку позволит достигать более точного паса.

- Евгений Станиславович, как Вы оцениваете второй чемпионат по виртуальному кибер-футболу?

- Не могу сказать, что мы добились значительного расширения числа команд-участников игр: их оказалось девять – всего лишь на одну команду больше, чем на первом чемпионате. Среди участников нет студентов-дистантников – правда, двое готовили свои стратегии, но им просто не хватило времени. Однако надо отметить, что, в общем и целом, уровень состязаний все же поднялся. На втором чемпионате реально интересными оказались четыре команды, а на первом только две. И, конечно же, положительным результатом явилось создание методического пособия, которое должно быть внедрено в учебный процесс ТМЦДО  по курсу информатики.

Виртуальный кибер-футбол, которым занимаются ребята, не является самоцелью. Фактически этими чемпионатами мы создаем площадку для апробации тех фундаментальных исследований, которые ведутся у нас в ТУСУРе. В частности, для моделирования поведения групп различных управляемых объектов. Подходы, которые мы использовали в первом чемпионате, можно «двигать» в сторону усложнения – в сторону создания полноценного искусственного интеллекта. Так, Леша Ушаков и Саша Ахаев, которые занимаются у профессора И.А. Ходашинского наработками в области искусственного интеллекта на основе так называемых нечетких множеств, представили стратегии, в которых они пытались эти наработки реализовать.

- Алексей, чего Вы ждете от московского фестиваля мобильных роботов и будущих игр тусуровских чемпионатов по кибер-футболу?

- Не думаю, что моя стратегия как-то особо выделится на московском фестивале. Но уже то хорошо, что она в нем примет участие. Что касается наших местных баталий, то я надеюсь, что в них появится больше позиционных стратегий.

Е.С. Шандаров:

- Алексей – студент кафедры промэлектроники. Я хотел бы это выделить особо. К тому же, вскоре ему предстоит сдавать государственные экзамены и защищать дипломную работу. Пожелаем ему успехов!


Телефон: 8 (3822) 900188
Факс: 8 (3822) 701530