Система менеджмента качества сертифицирована по международному стандарту ИСО 9001:2008    

Консультант по вопросам поступления

  •  
  • Петрова
  • Анна
  • Сергеевна
  •  

Опрос
  • 1. 1.Известно ли вам о технологии массовых открытых онлайн курсов?

    •  
    •  
    •  
    •  
  • 2. 2.Хотели бы вы пройти обучение на одном из МООК, разработанном в ТУСУРе, «Математическая логика и теория алгоритмов»?

    •  
    •  
    •  
    •  
  • 3. 3.Открытые онлайн курсы из какой области вам интересны?

    •  
    •  
    •  

или Результаты


«К вершинам современного менеджмента качества».

6 июля 2007

     Составной частью качества жизни человека (а эта категория в последняя время весьма актуальна для нашего общества)  является качество его образования. Сегодня в практике бизнеса и производства широко реализуется процедура сертификации продукции на предмет ее соответствия эталонам или стандартам качества. В сфере образования, в частности - профессионального образования России, сертификация образовательных услуг и продукции на предмет их соответствия эталонам и стандартам качества только начинает развиваться. Так, всего около двух десятков передовых инновационных вузов России сегодня имеют сертификаты соответствия своих образовательных услуг и систем менеджмента качества национальной системе стандартов  ГОСТ Р или международным  системам стандартов качества.

     В Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники лидером движения в направлении сертификации своих образовательных услуг выступил Томский межвузовский центр дистанционного образования. Этот вопрос обсуждался в 2005 г. на отчетной конференции ТМЦДО по итогам работы центра в 2004 году. Конференция приняла решение о создании системы менеджмента качества (СМК) ТМЦДО и сертификации образовательной деятельности центра на соответствие международным стандартам качества ISO 9001 – 2000 и стандартам национальной системы ГОСТ Р.  Для организации и координации работы этой системы было создано новое структурное подразделение ТМЦДО - управление качества (УК).

     За два года, прошедших после конференции, проделана большая работа по формированию, внедрению в практику и сертификации СМК ТМЦДО. Так, принято Положение об управлении качества, определены и утверждены кандидатуры ответственных (уполномоченных) по качеству в структурных подразделениях ТМЦДО; проведено 3 семинара по вопросам менеджмента качества для руководителей и сотрудников ТМЦДО; разработан план-программа  по созданию, внедрению и сертификации СМК ТМЦДО. Подготовлен проект  миссии, целей и принципов деятельности ТМЦДО, организовано их  широкое, поистине «всенародное» - с привлечением всех работников ТМЦДО - обсуждение в течение нескольких месяцев.

     Хочу напомнить о том, что сегодня мы сформулировали миссию ТМЦДО как предоставление шанса каждому желающему получить качественное образование на основе новых дистанционных технологий и стать конкурентоспособным в современном мире. Цели и принципы политики ТМЦДО в первую очередь ориентированы на наших потребителей – студентов,  работодателей и государство.

     В 2006 году был разработан и утвержден основной нормативно-методический документ для создания СМК в ТМЦДО -  Руководство по качеству.  Руководство по качеству - это автопортрет ТМЦДО ТУСУРа, оно определяет политику в области качества, модели процессов и основную документацию. Для идентификации и документирования процессов в ТМЦДО разработана и внедрена в эксплуатацию инструкция на процессы. Изучены  источники теоретических знаний и практического опыта создания и внедрения системы менеджмента качества в учебных учреждениях и других организациях. Управление качества, наряду с УМ, выступило заказчиком  научного исследования вопросов качества отдельных аспектов образовательного процесса (организация занятий, УМПО, сайт и т.д.). Полученные результаты использованы в подготовке нормативно-методической документации, практической деятельности по формированию СМК, а также для подготовки научных статей и докладов на конференциях.

     По этим материалам в ТМЦДО было подготовлено 4 доклада для научных конференций международного и российского уровня, по теме СМК опубликовано 5 работ в сборниках материалов научных конференций.

     Были разработаны и реализованы планы-графики внутренних и внешнего предсертификационного аудита, по результатам которых уточнены и документированы основные и обеспечивающие процессы ТМЦДО. Ответственные за процессы и подпроцессы  разработали инструментарий и критериально-оценочные параметры измерения результатов в  реализации процессов и достижении целей. Разработан план модернизации УМПО, определены и подготовлены мероприятия и процедуры для документирования дополнительных  процессов СМК.

     На основе конкурсного отбора для проведения сертификационного аудита был определен сертификационный орган – ТЮФ СЕРТ (Германия). С ним  был заключен договор о проведении сертификационного аудита на предмет соответствия системы менеджмента качества ТМЦДО международным стандартам ISO9001 – 2000.

     И вот наступило  18 апреля 2007 года, когда аудиторы ТЮФ СЕРТ А.Н. Сарафанов (г. Москва) и О.А. Пойлов (г. Екатеринбург) прибыли в ТУСУР. Аудиторы очень внимательно ознакомились с процессами, процедурами и документацией ТМЦДО, при этом они много беседовали с работниками ТМЦДО об условиях выполнения ими своих функций. В результате тщательного анализа полученных данных аудиторы пришли к положительному заключению о состоянии и перспективах развития СМК ТМЦДО. «Система менеджмента качества в целом удовлетворяет требованиям стандарта с некоторыми несоответствиями», - такой вывод был зафиксирован в разделе «Итоговые данные». Аудиторы рекомендовали органу международной сертификации ТЮФ СЕРТ  выдать ТМЦДО сертификат качества на предмет соответствия образовательной  деятельности международным стандартам ISO 9001 – 2000» - после устранения  отмеченных несоответствий в установленные сроки.

     Сертификационный аудит показал, что качество предлагаемых образовательных услуг ТМЦДО своим  студентам (основным потребителям) соответствует всемирно признанным международным стандартам ISO 9001 – 2000. Но это совсем не означает, что с получением сертификата и такого высокого признания работа по совершенствованию системы менеджмента качества в ТМЦДО прекратится. Совсем наоборот - работа по постоянному совершенствованию процессов, процедур и мероприятий в ТМЦДО приобретает более системный характер и все больше и больше будет ориентирована на наших студентов и других наших потребителей.

     Таким образом, в результате напряженной работы всего коллектива  получены новые знания и накоплен огромный практический опыт в создании и реализации системы менеджмента качества организации. Важно и то, что преодолен некий психологический барьер, первоначальная неуверенность в возможности создания системы менеджмента качества ТМЦДО. Очевидно, что актуальность начатой работы еще более возрастет в будущем.

В.К. Жуков,

заместитель директора

по учебной работе ТМЦДО.

Телефон: 8 (3822) 900188
Факс: 8 (3822) 701530